БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - АРГУМЕНТЫ СКЕПТИКА

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ОГОНЬ
Другие проекты
 
Оглавление

Огонь появляется внутри Кувуклия в присутствии греческого патриарха и армянского архимандрита, а за редким исключением и других лиц (1). У простого паломника практически нет шансов увидеть сам момент появления огня.
Я собрал все доступные мне рассказы, которые могут пролить свет на происходящее внутри Кувуклия во время ожидания огня. Вы сможете ознакомиться с полными текстами используемых рассказов. в базе данных исторических свидетельств (2).
В строгом понимании свидетельство, это слова (текст), написанный непосредственным очевидцем происходящего, однако таких свидетельств у нас только три, свидетельство Авраама Сергеевича Норова (1835), видеозапись интервью с патриархом Диодором (1995), и запись интервью с патриархом Феофилом III (2008). В большинстве случаев слова патриарха, армянского архимандрита или других очевидцев, передаются паломниками, коллегами по службе или другими лицами (например, журналистами). А эти лица склонны изменять рассказы, даже выдумывать целые интервью.

Рассказы о появление огня можно разделить на следующие типы:
1. Огонь появляется в результате яркой вспышки света, с возгоранием одной из лампад.
2. Огонь появляется в виде огненного бисера на плите гроба.
3. Огонь снисходит на Кувуклию сверху в виде луча света.
4. При входе греческого патриарха, либо уже горит одна из лампад, либо она возгорается в его присутствии.
5. Огонь внесён внутрь Кувуклии до входа греческого патриарха и ему остаётся только зажечь от него свечи.
6. Другие интересные записи, связанные с появлением огня.

1. Огонь появляется в результате яркой вспышки света, с возгоранием одной из лампад.
Вплоть до начала 13 века огонь ожидали снаружи Кувуклия и только когда видели яркую вспышку из врат Кувуклия, входили внутрь для обретения огня (3). При этом огонь появлялся на одной из лампад.
Например:
Ахмед-ибн-ал-Касса (до 946)
«Они все так остаются пока, не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренности гроба».
Бируни (около1000)
«Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду».
Даниил (1106)
«И тогда внезапу возсия свет во гробе святем и изыде блистание страшно и светло из гроба Господня»
В свидетельствах этого периода присутствует и рассказы о молниях (митрополит Арефа, 10 век) или отрицание молний (Даниил, 12 век), однако именно появление огня на одной из лампад в закрытой Кувуклии сопровождающееся яркой вспышкой встречается наиболее часто.
Устроить самовозгорание в закрытой Кувуклии не сложно и мусульманские разоблачители выдвигают ряд различных способов объясняющих «хитрость монахов» (4). В основном это умозрительные схемы и часто слишком сложные чтобы быть правдой, в то время как всё можно сделать куда проще. Например, поставить зажженную свечу в отверстие Купола Кувуклии, а от её конца провести цепь (замаскировав её среди цепей висящих там лампад) смазанную горючим веществом к нужной лампаде. Как только свеча догорит до конца, огонь по цепи достигнет нужной лампады и произойдёт её возгорание. Я обратил внимание на следующую запись у древнего разоблачителя:
«Когда они находятся на Пасху тамъ .... то вешаютъ лампады въ алтарв и устраиваютъ хитрость, чтобы огонь къ нимъ дошелъ по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений изъ него, а его свойствомъ является возникновение огня при соединении съ жасмииовымъ масломъ, онъ обладаетъ яркимъ светомъ и блестящвмъ сияниемъ» (Ибн-ал-Каланиси (до 1162 о 1007)). Если верить этой записи, то у естествоиспытателей того времени были не только вещества способные давать яркое свечение при горение, но и вызывать самовозгорание при взаимодействии.

2. Огонь появляется в виде огненного бисера на плите гроба.
Самое первое упоминание этого способа появления огня принадлежит Трифону Корабейникову (1753): « (…) патриарх же отверзе двери гробницы и узревше вси людие благодать Божию, сошедшую с небес на Гроб Господень в огненном образе, огню ходящу по Гробу Господню по деке мраморне и всякими цвети, что молния с небеси, а кандилом всем стоящим вверху Гроба без огня». Более ранним могло быть упоминание сделанное армянским паломником Симеоном Лехаци (около 1619), услышанное им во время проповеди в Иерусалиме, но он пишет о том, что «святая могила становится красной, раскаленной и горячей, и [с нее] катятся [капли] пота в виде гороха, который стирают тряпками, и на тряпках словно грязь виден пот», а не о бусинках огня (5).
Уточнение этой версии появления огня принадлежит Иеромонаху Мелетию, который приводит слова принимавшего огонь архиепископа Мисаила: «Вшедшу мне сказывал он, внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше Гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение времени в вещество огня; но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи помилуй!" не жжет и от сего то огня уготованныя кандила и свещи».
Версию о бусинках воспроизводит и С. Нилус (начало XX в), но скорее всего его рассказ лишь компиляция рассказа Мелетия, в связи со схожестью повествования и тяге этого автора к мистификациям (чего только стоят его «Протоколы сионских мудрецов»).
К версии о бусинках огня примыкает беседа с епископом Гавриилом, записанная журналиста Алексеем Сагань (2000 г, интервью), где в частности говорится: «И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи».
Однако, существует видеозапись (6), сделанная внутри Кувуклия сразу после выхода патриарха и на ней видно, что ничего необычного в Кувуклии не происходит, никакого синего огня на плите нет.

Следующий рассказ, записанный архимандритом Саввой (настоятель храма в Корее, источник), со слов служителя храма о. Митрофана (1980), якобы некогда дважды спрятавшегося в Кувуклии и видевшего происходящее там:
«В ту минуту душевное мое волнение перешло все границы, и вдруг среди мертвой тишины, когда я едва мог расслышать собственное дыхание, мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой Свет, который заполнил все внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот Свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. Это вихреобразное кружение Света было столь сильным, что казалось, могло бы своим стремительным натиском вырвать с корнем толстые деревья. Сколько силы было в голубом Свете! И вот в этом Благодатном Свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слезы. Стоя на коленях пред Гробом, Патриарх протянул свою руку и открыл Книгу на той странице, которая была заложена толстой свечой. Между тем он положил на мраморную плиту Гроба четыре пучка белых свечей, в каждом из которых было по 33 свечи, и начал читать молитвы. Чтение продолжалось до той секунды, пока не появился таинственный Благодатный Огонь.
Пока Патриарх читал молитвы, голубой Свет снова пришел в состояние сильного движения. Вращение Света происходило с необыкновенной быстротой и силой. Вначале Свет был голубым, затем он вдруг стал белым. Подобное сему явление Света было описано Евангелистом в момент Преображения Христа Спасителя. Вскоре Свет приобрел округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Вслед за этим я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, очень медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в мгновенье ока в его руках зажглись все четыре пучка свечей, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез тот нимб из Света, который был над его головой. Он исчез так быстро и неожиданно, что я не успел этого заметить».
Редактором текста был известный публицист и церковный деятель, Клирик Элладской православной церкви иеромонах Иосиф (Киперман), около 10 лет прослужившийв в Святой Земле. Соответсвенно редактируемое им произведение должно соответсвовать позиции греческого патриархата. В тексте Саввы есть важный момент, который продвигает греческий патриархат, а именно непосредственная связь появления огня с молитвой патриарха, тогда как появление огненных бусинок предшествовало входу патриарха внутрь Кувуклия. И свечи загораются в поднятых руках патриарха во время молитвы, а не при попытке зажечь их от бисера огня на плите гроба.

3. - Огонь снисходит на Кувуклию сверху в виде луча света.
Церемония проходит около 12-13 часов дня, солнце к этому времени практически в зените создавая наиболее яркий луч света через окошки в куполе Кувуклии. А так как в храме в это время практически весь свет погашен, то луч солнца виден особенно хорошо. Вглядываясь в этот луч, фантазия паломников рисует различные картины чудесного появления огня.
По этому поводу паломник Мелетий (1793) писал следующее:
«Иные же из простейших, стоя тогда в церкви, мечтают чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом, видеть даже схождение онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня, люди, особливо около Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах, в котором солнечные лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух, сверкают и некако блещут. И тако от сего поражается в них мнение о видимости его. Но явление св. Света не от инуда, кажется происходит, как почию от самаго Гроба (…)». В общем, вполне разумное объяснение, но люди продолжают вглядываться в луч света и видеть в обычном нечто сверхъестественное (лучи света).
В интервью с патриархом Диодором записанным в 1995 году, он в частности говорит:
«Многие видели благодатный огонь, очень многие видят благодатный огонь во время его схождения» В этой фразе настораживает утверждение о многих видевших, что в свою очередь, подразумевает и массы не способных увидеть схождение Благодатного огня. Причины, по которым одни видят, другие нет, могут быть разными, в частности в богатой фантазии при взгляде на луч солнечного света. Кроме того, вспоминается цитируемая паломниками фраза, сказанная ещё Даниилом (1106): «Многие ведь странники неправду говорят о схождении Света Святого: ведь один говорит, что Святой Дух голубем сходит ко Гробу Господню, а другие говорят, молния сходит с небес и так зажигаются лампады над Гробом Господним. И то ложь и неправда, ибо ничего не видно тогда - ни голубя, ни молнии. Но так, невидимо, сходит с небес благодатию Божиею и зажигает лампады в Гробе Господнем».
Но всё же Диодор говорит именно о схождение огня (чуде), как и наместник Петр Мелетий, чьи слова нам передаёт паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит, путешествующая около 1859 год передаёт нам слова Наместника: "Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я взошел в Кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь".
Замечу, что одна из версий разоблачения чуда связана с лучом света. Многие в детстве поджигали бумагу, фокусируя увеличительными стёклами свет в одной точке. Линзы были известны задолго до новой эры, сам праздник проходит днём, когда солнце в зените (12-13 часов), поэтому, достаточно поставить трубку с линзами над лампадой с маслом, что бы зажечь фитиль, главное что бы свет падал на эту трубку, давая возможность фокусировать свет. В современных условиях очень трудно точно рассчитать как будет падать луч из бокового оконца купола на люк в Кувуклие, однако когда купола ещё не было (и Кувуклий освещался полностью), такая технология могла быть применима.

4. При входе греческого патриарха, либо уже горит одна из лампад, либо она возгорается в его присутствии.
Об этом типе появления огня можно прочитать у инока Парфения, он передаёт то, что слышал от тех, кто беседовал с митрополитом Заиорданским (1841-1846 либо 1870-1871), так цитируя слова митрополита он пишет: "Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю".
Если при зажигание света используют какие-либо смеси с отсроченным загоранием, то такое вполне возможно. Греческий патриарх может и не знать о подлоге, который должен совершать человек, вносящий лампаду перед входом внутрь греческого патриарха. Как выглядят имитации таких самовозгораний можно увидеть на видео (7).

5. Огонь внесён внутрь Кувуклия до входа греческого патриарха и ему остаётся только зажечь от него свечи.
Альтернативной версией чудесного появления огня, является церемония освящения уже горящего огня. В подтверждение этой версии я могу привести утверждения распространяемые армянским святогробским духовенством в лице игумена монастыря Св. Архангелов (ААЦ) иеромонаха Гевонд Оганесян, который 11 лет присутствовал на церемонии освящения огня, и лично знакомом с теми священниками ААЦ, которые входили внутрь Кувуклия для освящения огня вместе с греческим патриархом. Он пишет следующее:
«К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, открывают двери и греки вносят туда закрытую (зажженную?) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба став на колени вместе молятся. После первым свечи от зажженной лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую» (8). Позднее он уточнил важный момент: «Ибо когда входят во внутрь - уже обе (лампады - прим имм) горят...» (9). Другими словами, армяне точно не знают, есть ли огонь во вносимой лампаде или её зажигает человек, вносящий лампаду. Они утверждают, что при осмотре Кувуклии до опечатывания огня нет, а при входе внутрь Кувуклия огонь уже есть (соответственно внести его туда мог тот, кто поставил лампаду). Гевонд известен в армянской среде, доступен в сети, так что вы можете задать ему дополнительные вопросы (10).
Видный учёный и деятель православной церкви, основатель русской духовной миссии в Иерусалиме, епископ Порфирий (Успенский) вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти Успенского Вот буквальная цитата: «В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня» (11). Старообрядцы указывают и на другой отрывок из дневников Успенского: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. И так благодатный огонь не есть чудо» (12).
Интересно, что самое первое упоминание, связанное с изменением церемонии, повествующее, что стали входить священники внутрь Кувуклия, содержит слова очевидца утверждающего, что огонь зажигают от спрятанной лампады (хотя как он это разглядел, остаётся тайной). Рассказ историка Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256): "Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. (…) У них есть там ниши, скрытыя в мраморе, а в нишах лампады, которыя они зажигают с зари; (…) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, Открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из (…)". За иконам в Кувуклии действительно есть ниши (см. 1 - икона, 2 что за иконой), в которых можно прятать различные предметы. Но они не являются тайниками в обыденном смысле этого слова, так как о них знает очень много людей. Есть ли там тайные ниши неизвестные широкому кругу? Вопрос открытый.
Слова патриарха Феофила III, произнесённые им 11 апреля, 2008 года в ответ на вопрос журналистки Екатерины Рожаевой, могут быть интерпретированы также в пользу церемонии освящения огня, а не его чудесного появления, он в частности сказал: «Это представление (representation) – как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли» (13)? Полный ответ Феофила настолько поразили А. Кураева, что он высказался следующим образом: - «"Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог" (14).
Слова Феофила слишком двусмысленны, чтобы на их основе делать какие-либо выводы, но возможно, мы наблюдаем тот самый переворот в отношении к благодатному огню в греческой патриархии, который приведёт к демифологизации этого события. Обращу внимание, что более полное интервью Рожаевой, так часто цитируемое православными сайтами, даже по мнению А. Кураева, является фальшивкой (об этой истории подробно).

6. - Другие интересные записи, связанные с появлением огня.

Предшественника Феофила, Иереней, смещённый с своего поста за действия несовместимый с занимаемой должностью (15) заявил журналистам (если им верить): «Червяки и мусор – те, кто не верят в Благодатный огонь». Хотя, Иереней не указал во что точно должен верить правильный паломник.

Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народнаго Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году:
«В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня.
Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом. вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен.
Не прошло минуты, как мрак озарился светом, - и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей».
Непонятно, как был получен огонь. Из предела ангела, где находился Норов, очень трудно детально рассмотреть происходящее в соседней комнате, вероятно по этому мы не имеем более чёткого описания происходившего.

Видный филолог и церковный деятель, Епископа Смотрицкого, перед тем как перейти в унию посетил Иерусалим (около 1627) , для укрепления в вере, вот что они пишет: «Ваше преосвященство, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым… не упоминает об этом знаменитом чуде иерусалимском? На этот вопрос Вы отвечали мне… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Христа. Еще резче отозвался об этом патриарх Иерусалимский. Тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться …. ». Если верить Смотрицкому, то патриарх признался ему в обмане, но считал, что некогда чудо всё же происходило.

Выводы
В истории сохранилось упоминания о нескольких типах схождения огня, вплоть до рукотворного зажигания свидетельствующего о подлоге и признание принимающих огонь в обмане. Становится очевидным, что какие-то свидетели врут или передают явные заблуждения о том, как сходит благодатный огонь, но принять какую-то одну версию, без изначальных мировоззренческих установок практически невозможно, из-за слабой документированности происходящего. Соответственно, принять одну из версий появления огня предлагается каждому читателю самостоятельно.

ДОПОЛНЕНИЕ

1. – Мы имеем упоминания, что кроме Иерусалимского наместника и армянского архимандрита, там могли присутствовать и светские люди, например, Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народного Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году и еврейский полицейский (вероятно, местный начальник), который в 2008 году зашёл перед входом армянина и грека.
2. – База данных свидетельств
3. - Об этом можно прочитать в главе посвящённой истории благодатного огня
4. - Подробнее о способах возжигания, предлагаемых мусульманскими разоблачителями можно посмотреть у Крачковского.
5. - Симеон Лехаци, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ, Глава 10-12, Лампада Лусаворича
6. – Видео того, как выглядет Кувуклия внутри почти сразу после выхода патриарха
7. – Телепередача с известным греческим разоблачителем благодатного огня, в которой он демонстрирует самовозгорание свеч.
8. – Первоначальный текст написанный Гевондом
9. - Текст Гевонда с уточнениями (часть из которых сделаны в беседах на форумах)
10. – Найти Гевонда достаточно легко, например на форуме А. Кураева или по ссылкам на приводимые тут форумы, где он оставил свои сообщения.
11. Полный текст. Н. Д. Успенский, после разбора исторических данных о благодатном огне вспоминает свидетельство написанное другим видным учёным и деятелем православной церковным, епископом Порфирием (Успенским). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата: "В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного" [Порфирий (Успенскагий) "Книга Бытия моего». Том. 3. Годы 1846, 1847, 1848, 1859 и часть 1850-го. Под редакцией П. А. Сырку. Изд. СПб., 1896 г.стр. 230-231].
В этом свидетельстве важно обратить внимание на следующие моменты:
1. «Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня».
Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви!
2. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня».
Результатом признания явилась потеря веры в чудо святогробское духовенства!
3. «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи».
Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий! Очевидец признания в подлоге!
4.«После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал».
Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Замечу, крымская война (годов) показала как опасно властям вмешивать в религиозную жизнь православной церкви на святой земле.
12. - К сожалению точной ссылки на это мусто у Порфрия не приводится и оно цитируется на сайтах стареобрядцев.
13, 1 4- Реакция Кураева и слова Феофила в обзоре этих событий .
15. - причины смещения Иринея
Другие проекты
Связь по проекту
Оглавление
Hosted by uCoz